Софийский собор.
Киев город, Владимирская улица, 24.


Софийский Собор - ныне не действующий, на территории находится музей.

Знаменитая София Киевская — главный храм Киевской Руси, заложенный князем Ярославом Мудрым в 1037 году, переживший столетия и дошедший до нашего времени. Сегодня комплекс внесен в список всемирного наследия охраняемого Юнеско.

_______История создания____________

Софиевский собор был заложен в 1037 году князем Ярославом Мудрым. По преданию храм был возведен именно на том месте, где князь одержал победу над язычниками печенегами. Более десяти лет строили и украшали здание византийские и местные мастера. Только в 1049 году Киевский митрополит Феопемпт освятил величественное сооружение. София Киевская стала главным храмом страны — здесь Ярослав основал первую на Руси библиотеку, здесь велась летопись, переписывание и перевод книг, проводились церемонии восхождения князей на киевский престол, приемы послов, тут находились усыпальницы великих князей. В те времена Киевская Русь была одной из крупнейших цивилизованных держав в Европе — имела широкие торговые и дипломатические связи с государствами Запада и Востока, а многие короли Европы почитали за честь породниться с великим князем киевским.

Во XI-XIII веках собор неоднократно разорялся — половцами, печенегами, а особенно сокрушительному разрушению собор подвергся при захвате Киева в 1240 году татаро-монголами под предводительством хана Батыя. Храм был разрушен, но все же не уничтожен — войска Батыя "пощадили его дивную красоту".

Угроза разрушения нависла над древним храмовым комплексом в XX столетии. В начале 1930-х годов советская власть приняла решение об уничтожении Софии, лишь вмешательство Франции, которая помнила о том, что королева Анна (жена Генриха I) была дочерью основателя храма Ярослава Мудрого, не позволило уничтожить эту реликвию. Коммунисты побоялись международного скандала — так появился основанный в 1934 году Софийский музей-заповедник, здесь были начаты научно-исследовательские и реставрационные работы.

_______Оформление собора___________

Мозаики и фрески Софийского собора были созданы в середине XI века специально приглашенными Яросалвом Мудрым из Константинополая византийскими мастерами. Христианские сюжеты развернутые на стенах собора были призваны просветить неграммотных людей из языческой, в недавнем прошлом страны, неумевших в общей массе ни читать ни писать. На стенах храма изображены сцены из жизни Христа и Богородицы, ее родителей Иоакима и Анны, апостолов Петра и Павла, Георгия Победоносца, покровителя Киева — архистратига Михаила и многих православных святых.

София неоднократно горела, перестраивалась, в XIII веке пострадала от нашествия орд хана Батыя, в XV–XVI веках стояла вобще без крыши — все это пагубным образом сказалось на фресках. До наших дней из 5000 м фресок созданных в XI веке уцелело чуть более двух тысяч. В конце XVII века старинные фрески были забелены известью и были вновь случайно обнаружены в 1843 году когда отвалился кусок штукатурки с масляной живописью, и открылась стенопись XI века. Однако расчистка стен велась непрофесионально и рабочие кое-где удалили и фресковую роспись.

Мозаики первоночально занимали огромную площадь, однако сохранилась лишь их третья часть. Мозаичная палитра насчитывает 177 оттенков. Синий цвет состоит 21 оттенков, зеленый из 34, желтый из 23, красный из 19, золотой из 25, серебряный из 9, что свидетельствует о высоком профессиональном уровне мастеров. Кусочки смальты, выкладываемые по сырой штукатурке, ставились под разным наклоном таким образом, что лучи света, на них падающие, отражались под различными углами и создавали искрящуюся, светоносную поверхность что придает мозайкам собора особоую выразительность.

Мозаики главного алтаря, предалтарных колонн и главного купола — шедевр искусства. Центром этой прекрасной композиции вот уже много столетий является мозаичная икона Богоматери, известная под именем «Нерушимая стена». Многие века в народе существует поверье, что доколе не разрушится «Нерушимая стена», стоять и Киеву.


_________________________

St. Sofia Cathedral was founded by Grand Duke of Kiev Yaroslav Mudriy (Yaroslav the Wise) in 1037 and became the main church of Kievan Rus. Today Sofia complex is included in the UNESCO world-wide heritage list.

St. Sofia Cathedral was founded in 1037 by Yaroslav Mudriy (Yaroslav the Wise). By the legend the cathedral was built right in the place were Yaroslav Mudriy gained a victory over heathen pechenegs. The cathedral has been constructing for more than 10 years by Old Russian and Byzantine art masters. Only in 1049 the metropolitan of Kiev Feopemt have consecrated the majestic building. Sofia became the main temple of the country — here ceremonies of ascending the throne were held, here Kiev Grand Duke received the foreign ambassadors, here were placed the burial-vaults of grand Dukes. In St. Sofia Cathedral Yaroslav the Wise had founded first Kievan Rus library — here a chronicle was kept and old books were rewritten and translated. In that time Kievan Rus was one of the largest civilized countries in Europe — it had wide trade and diplomatic connections with countries of West and East, and many kings of European countries considered it an honor to become related with Grand Duke of Kiev.

In XI-XIII centuries cathedral was repeatedly ravaged - by polovtsy, pechenegs, and especially seriously by Tatar Mongols who captured Kiev in 1240 under the leadership of Batiy khan. The cathedral was ruined but not annihilated — the Batiy khan forces "have spared its marvelous beauty".

The threat of cathedral destruction appeared in XX century. In the beginning of 1930th soviet power has decided to abolish St. Sofia Cathedral complex, and only the interference of France where remembered that Queen Anna (the wife of Henry I) was the daughter of Yaroslav the Wise, who founded St. Sofia Cathedral, kept this relic from ruining. Communist was afraid of international scandal — so Sofia museum-reserve appeared in 1934. Research and restoration works was started.

The main richness of St. Sofia Cathedral is its mosaics and frescos. The mosaics of main altar, columns and main dome — are the art masterpieces. The main relic of the Cathedral already for many hundred years is a mosaic icon of the Blessed Virgin, named "inviolable wall". Many centuries a legend exists — until the "inviolable wall" is safe as long Kiev will be.

Сайт - mykiev.info



Фотографии



Следующая страница →
Киев город, Выдубицкая улица, 40.