Михайловский Златоверхий мужской монастырь.
Михаила Архангела собор.
Киев город, Михайловская площадь.

Сегодня монастырь принадлежит
Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП)


Храм построен на средства киевского князя Святополка Изяславича. Князь неслучайно возводит церковь в честь архангела Михаила — архистратига, предводителя небесного и земного православного воинства. Святополк, получивший в крещении имя Михаила, почитал архангела своим небесным покровителем и, естественно, посвятил возведенный храм именно ему.

На протяжении всего русского средневековья архистратиг Михаил пользовался наибольшим признанием в высшей феодальной среде. Князья часто взывали к его заступничеству, начиная военные действия.

У Святослава была еще одна причина посвятить храм архангелу Михаилу. В 1103 и 1107 годах он вместе с Владимиром Мономахом и другими князьями одержал две крупные победы над половцами, ожесточенную борьбу с которыми в эту эпоху вела Киевская Русь. Потому вполне закономерно, что храм, поставленный в память о воинских победах, посвящен небесному архистратигу.

Временные рамки строительства собора Архангела Михаила определяются по «Повести временных лет». Под 6616 (1108) годом говорится, что «заложена была церковь святого Михаила, Златоверхая, Святополком князем, 11 июля». А под 6621 (1113) годом летописец еще раз упомянул храм в связи со смертью князя. Он оставил любопытнейшую запись, раскрывающую формы религиозного сознания наших предков: «Бывшее в солнце затменье предзнаменовало Святополку смерть. После этого знаменья приспел праздник Пасхи, и праздновали его; а после праздника разболелся князь. А скончался благоверный князь Михаил, которого звали Святополком, месяца апреля в 16 день в Вышгороде [в княжеской резиденции под Киевом], привезли его в ладье в Киев, и привели в надлежащий вид тело его, и возложили на сани [по сохранившемуся языческому обычаю покойника везли к могиле на санях в любое время года]. И плакали по нему бояре и дружина его вся; отпев над ним полагающиеся песни, похоронили в церкви святого Михаила, которую он сам построил». Для датировки данного архитектурного памятника важно, что церковь к этому времени была уже построена и освещена. Вполне определенно можно утверждать: Михайловский собор был воздвигнут между 1108 и 1113 годами.

Михайловский собор был поставлен на обрыве Старокиевской горы, над древним Боричевым взвозом — спуском к Днепру. При его строительстве применялась смешанная кладка, в которой чередовались ряды камня и плоского кирпича — плинфы.

Храм во многом повторяет Великую Успенскую церковь Киево-Печерского монастыря. Это уже сложившийся строительный тип одноглавого шестистолпного храма с хорами, которые поддерживают своды нартекса. Рядом с собором располагалась четырехстолпная крещальня, что также объединяет композицию церкви с Киево-Печерским собором.

Кладка и внешние формы Михайловского храма воспроизводят особенности византийско-киевского зодчества XI века — для начала нового столетия он уже выглядел старомодным. Но впервые в практике русского каменного зодчества купол собора был позолочен, за что он и получил от восхищенных киевлян прозвание — «Златоверхий».

Святополк Изяславич не поскупился на отделку и убранство своего тезоименитого храма. Он пригласил из Константинополя первоклассных мозаичистов и фрескистов, которые украсили собор великолепными настенными изображениями, часть которых чудом уцелела. Фрески и мозаики сочетались с полами, выложенными из красных шиферных плит, инкрустированных мозаикой. Нефы от алтарной части отделяла мраморная преграда, состоявшая из колонн, резных парапетов и архитрава.

Подобно многим ктиторским церквам, связанным с определенным родом и составлявшим как бы собственность наследников, Архангело-Михайловский храм находился в распоряжении рода Святополка. Церковь стала местом захоронения самого Святополка Изяславича и нескольких поколений его потомков.

Собор Михайловского Златоверхого монастыря перенес многие пожары, грабежи, войны, претерпел неоднократные починки и переделки. В 1936 году советская власть уничтожила этот уникальный и прекрасный памятник начальной истории нашей культуры.

В конце 1990-х годов Михайловский Златоверхий монастырь был отстроен заново, причем не в соответствии с научной реконструкцией храма XII века, а в перестроенных формах начала XX столетия.

Текст - artclassic.edu.ru



_______________________________________________________________


St. Michael's Cathedral was destroyed by the times of USSR in 1935 and anew built in 90th after Ukraine got it's independence. Inside cathedral there are unique mosaics and wall paintings which were taken out before cathedral devastation and kept safe in the museums of Moscow and St. Petersburg.

Yaroslavovich. In the same year had started the construction of the main monastery temple - St. Michael's Cathedral. Its creation was commemorated to Russian people victory over polovtsy.

The consecration of St. Michael's Cathedral took place in 1113. It was constructed on a precipice of Starokievskaya hill, and stood over road down to Dnieper. The monastery ground had become the burial place of several Grand Dukes of Kiev generations.

During the Tatar-Mongol invasion in 1240 the monastery was ransacked and severely damaged by Batiy hordes.

In 17-18 centuries St. Michael's Cathedral was several times rebuilt - the number of domes was increased and the walls were strengthened.

After the creation of USSR in 1922 St. Michael's monastery was closed, and in 1934-35 destroyed by the decision of the Soviet communist party. Unique mosaics of St. Michael's Cathedral were taken out to the museums of Moscow and St. Petersburg.

In January 1996, after Ukraine became a sovereign state it was decided to rebuild St. Michael's Cathedral. Anew built cathedral looks like as it was reconstructed in XVIII century in Ukrainian baroque style. Mosaics and wall paintings were returned to Ukraine and placed in cathedral.

The St. Michael Cathedral gained its renown due to mosaics and wall paintings. Cathedral's mosaics is called "flaring painting" - they are hazing enveloping all cathedral's space with its dying down and again flaring with new volume radiance. They belong to the creation of master Alimpiy, whose name was surrounded by legends already during his life.

Текст, фото - www.mykiev.info

Добавить фото Редактировать страницу